/telephone_history/razvitie-telefonnoy-svyazi-v-rossii/est-svyaz/index.php
/

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Чтобы вживую ознакомиться с экспонатами нашего музея, заполните, пожалуйста, эту небольшую форму заявки:

Защита от автоматических сообщений

CAPTCHA

Введите слово на картинке *

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Защита от автоматических сообщений

CAPTCHA

Введите слово на картинке *
Санкт-Петербург | Москва
RU | EN | DE | FR | ES
Заказать экскурсию
+7 (495/499)800-13-30
Есть связь!

Есть связь!

В конце XIX века в России началось массовое строительство телефонных станций, спустя пять лет после появления телефонных сетей в Америке и в Европе. В Петербурге сооружение первой станции взяла на себя американская компания Bell Telephone Company, имевшая успешный опыт работы в других странах. В доме Ганса на Невском проспекте, 26 располагался офис компании Белла, и здесь же начал работу первый коммутатор. Позднее аналогичные станции появились на Большой Конюшенной и на Большой Морской улицах.

2.png

Вместе с телефонной корпорацией Белла на российский рынок пришли и другие компании. Одними из первых европейцев стали немцы. Инженеры фирмы Siemens начали работать в столице задолго до появления телефонов. В 1853 году по немецкой технологии в городе проложили первый телеграфный кабель. А петербургский завод немецкой фирмы «Siemens & Halske» начал выпуск телефонных аппаратов еще на заре развития мировой телефонии. Так началась история связи в Петербурге.

«Не слушайте ртом, не говорите ухом!»


Первые телефоны были громоздки, не имели ни диска, ни кнопок. Они оснащались подковообразным магнитом с двумя противоположными полюсами. Аппарат использовался одновременно как передатчик и слушатель. Говорить приходилось в круглую воронку, а ухо прикладывать к трубке. Поэтому если один собеседник говорил, то второй должен был молчать. Изначально телефон не имел звонка, а для вызова использовался свисток, который крепился в мембранное кольцо телефона. Телефон был настолько необычен для первых пользователей, что появилась даже специальная инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!».

3.jpg

«Бесовщина какая-то!»


Первые телефонные линии прокладывали наиболее дешевым и быстрым способом – по крышам домов. Во время грозы абонентов могла ударить молния, и такие случаи были нередки. Поэтому со временем на аппаратах сделали громоотводы. В массовом сознании горожан телефон долгое время считался не просто заморской диковинкой, но представлял реальную угрозу для жизни – обычные люди боялись опасных устройств. Свою роль сыграл и религиозный фактор, в XIX веке многие были глубоко верующими людьми. Известна история, когда один купец, поддавшись влиянию моды, так никогда и не притронулся к аппарату: «Да вы что, это бесовщина какая-то! Как вы посадили туда человека?» - со страхом негодовал он. Максим Горький вспоминал разговор с богатым промышленником Николаем Бугровым: «Работает у меня один артельщик. По телефону поговорит – крестится, а потом бежит руки с мылом мыть». Таким было отношение к телефонии в первое время.

Кофемолка, паук и Эйфелева башня

Со временем стала распространяться мода на телефон: технологическую новинку считали стильным и красивым предметом интерьера, внутри которого скрыты передовые технологии. Особенно заметны были региональные различия. Американские, немецкие, французские и швейцарские телефонные компании постоянно работали над усовершенствованием моделей, качеством передачи сигнала и эстетикой телефонных аппаратов. Немецкие производители делали акцент на качестве аппаратов, поэтому их модели отличает лаконичный и строгий корпус. Французы старались дополнить каждый телефонный аппарат неповторимой росписью и орнаментом. Постепенно у каждой модели появилось свое, «народное» название. «Кофемолка», «паук», «Эйфелева башня», «кастет», «скелет» - так владельцы первых телефонов любовно называли свои высокотехнологичные устройства. Телефон быстро становился предметом искусства, для изготовления выбирали дорогие и редкие материалы, постоянно придумывали новый и необычный дизайн.

4.jpg

Число владельцев телефонов в Петербурге стремительно росло, несмотря на то, что технологическая новинка стоила дорого. За 35 лет развития телефонной сети в столице Российской империи абонентская база увеличилась почти в 200 раз! 

5.jpg

Самый простой аппарат обходился владельцу в 30-70 рублей, а абонентская плата составляла 250 рублей в год. В те времена квалифицированный инженер получал жалованье 24 рубля в месяц, а за 200 рублей в год можно было арендовать достойную двухкомнатную квартиру на Загородном проспекте.

6.png


Работа, требующая чрезвычайных душевных сил


С началом работы первой телефонной станции в Петербурге и в России появились не только новые гаджеты, но и новые профессии. Работу станции обеспечивали телефонистки. На службу принимали молодых и незамужних барышень, в возрасте от 18 до 25 лет.  Они были хорошо образованны, как правило – выпускницы Института благородных девиц, обедневшие дворянки. Считалось, что молодые девушки более терпеливы и выносливы. Были ограничения и по росту. Набирали высоких барышень, от 165 см, чтобы та смогла дотянуться до расположенных наверху стендовой панели специальных отверстий, с помощью которых осуществлялось соединение. Служба на коммутаторе хорошо оплачивалась. Телефонистка получала жалованье 30-40 рублей в месяц. Вместе с тем служба требовала чрезвычайной выносливости и душевных сил: 7-8 часов в день, один выходной в месяц, 70 вызовов в час, почти 200 часов ежемесячной работы на тяжелом и громоздком аппарате и нередкая несдержанность и хамство на другом конце телефонной линии. Известны случаи, когда нервные припадки заставляли девушку отказаться от работы спустя полтора месяца. Такой вид деятельности считался вредным производством в конце XIX века.

7.jpg

К началу XX века телефонная связь постепенно становится массовым явлением. К 1910 году в стране насчитывалось уже 155 тысяч абонентов, активно строили междугородные телефонные линии. Телефон перестал быть необычным и опасным технологическим изобретением, а стал необходимым и стильным атрибутом времени. О дальнейшем развитии телефонной связи в России и в мире  мы расскажем в следующий раз. Потому что это уже совсем другая история.


Статья взята с сайта http://www.billing.ru/