Система автоматической телефонной связи Строуджера была далека от совершенства, искатели Строуджера быстро изнашивались, и над новыми системами автоматической связи с начала ХХ века работали многие изобретатели в различных странах.
Среди них важное место занимают шведские инженеры Готтхильф Ансгариус Бетуландер (Gotthilf Ansgarius Betulander, 1872 - 1941) и Нильс Пальмгрен (Nils Palmgren, 1890 - 1975).
Рис.1. Портрет Г. А. Бетуландера
Готтхильф Бетуландер с юных лет трудился в шведском Почтово-телеграфном агентстве «Telegrafverket». Став инженером, он занялся разработкой новых коммутационных систем. В 1900 году телефонный коммутатор конструкции Бетуландера экспонировался на Всемирной выставке в Париже и был удостоен золотой медали.
Идея упростить конструкцию коммутаторов – отказаться от вращательных и поступательных движений искателей и заменить их релейными селекторами – настолько увлекла Бетуландера, что в 1910 году он покинул «Telegrafverket» и вместе со своим молодым коллегой Нильсом Пальмгреном основал компанию «AB Autotelefon Betulander» (позже – «Nya AB Autotelefon Betulander») на юго-западе Стокгольма. Там партнеры занимались разработкой новой системы коммутации.
Считается, что схема коммутатора нового типа пришла в голову инженеру Нильсу Пальмгрену (ему тогда было немногим более 20 лет) благодаря озарению во время прогулки - однажды вечером в начале 1910-х годов он прогуливался и вдруг ясно увидел, как именно десять входящих телефонных линий на телефонной станции можно соединить со ста исходящими линиями! Вернувшись домой, он набросал эскиз новой схемы. Рисунок имел историческое значение – со временем он лег в основу новой системы коммутации – координатной.
Рис.2. Нильс Пальмгрен на испытательном стенде Nya AB Autotelefon Betulander, 1915 год.
Пальмгрен и Бетуландер разработали принципиально новую систему автоматической телефонной связи, получившую название «системы Бетуландера», и запатентовали ее в 1912 году.
Технология перекрестного соединения горизонтальных и вертикальных контактных реек, к которым подключены телефонные линии, с помощью электромагнитных реле в местах их соединений, была проще и удобней системы коммутации посредством искателей с круговым движением. Кроме того, система коммутации Бетуландера-Пальмгрена позволяла заметно уменьшить габариты коммутационного оборудования на автоматических телефонных станциях.
Изобретением заинтересовалась компания Г.Маркони – первый релейный коммутатор системы Бетуландера был запущен в Лондоне в 1914 году.
В своей лаборатории на окраине Стокгольма в 1915 году Пальмгрен и Бетуландер построили экспериментальный коммутатор с релейным управлением с главной станцией и подстанциями.
Объявление о новой системе коммутации было напечатано в журнале.
Рис. 3. Объявление в журнале об автоматическом телефонном коммутаторе, с помощью которого звонящий может напрямую связаться с нужным ему номером.
Конструкторы Г. А. Бетуландер и Нильс Пальмгрен.
В 1918 году Готтхильф Бетуландер узнал об изобретении американца Джона Рейнольдса, который независимо от него еще в 1913 году пришел к подобной идее коммутации с помощью перекрестных реек и реле. В мае 1913 года в США Дж. Рейнольдс получил патент на свою систему, но развития его идея не получила – конструкция искателей Рейнольдса была сложной, работали они медленно, и автору не удалось привлечь инвесторов к своему изобретению.
Г. Бетуландер усовершенствовал конструкцию Рейнольдса и запатентовал устройство, получившее название многократного координатного соединителя (искатель Crossbar), которое начали применять в АТС с середины двадцатых годов.
Г. Бетуландер также одним из первых сформулировал концепцию косвенного управления соединением с использованием запоминающего регистра.
Уже в 1919 году фирма Бетуландера построила несколько небольших экспериментальных координатных АТС, которые хорошо зарекомендовали себя в работе.
Как раз в это время проходило обновление телефонной сети Стокгольма и других крупных городов Швеции. Пальмгрен и Бетуландер предложили свою систему коммутации Телеграфному агентству. Но Телеграфное агентство, изучив системы коммутации от различных фирм - американской «Western Electric», немецкой «Siemens & Halske» и двух шведских «L.M.Ericsson & Co» и «Betulander» - для автоматизации крупнейших городов Швеции выбрало новую систему «L.M.Ericsson & Co» с 500-линейными искателями.
Коммутаторы Бетуландера тоже стали использовать, но лишь на небольших телефонных станциях Швеции – его релейные селекторы были проще в обслуживании и надёжнее сложных 500-линейных искателей Эрикссона.
Увы, идеи Пальмгрена и Бетуландера опередили свое время и не были оценены по достоинству. Лишь со временем – в конце 1930-х годов, они легли в основу координатной системы телефонной коммутации, а также электронных систем.
Американские инженеры, узнав о разработках шведских коллег, усовершенствовали их, и вскоре телефонные сети Европы и Америки познакомились с «координатной системой №1».
В 1938 году первые координатные АТС были установлены в Нью-Йорке, и очень быстро координатная система коммутации стала одной из самых распространенных для городских телефонных сетей на следующие 30-40 лет. В некоторых странах, например – во Франции, АТС с координатным оборудованием проработали до 1990-х годов, когда их заменили электронные коммутаторы.
В 1920 году Готтхильф Бетуландер, после продажи своей компании более удачливому конкуренту «L.M.Ericsson & Co», вернулся на работу в Телеграфное агентство. Там он спроектировал телефонную станцию на основе своего релейного селектора для шведского города Сундсвалля. Станция на 3500 абонентов заработала в 1926 году.
А молодой партнер Бетуландера, Нильс Пальмгрен, был приглашен на работу в компанию «L.M.Ericsson & Co», где проработал (в том числе – руководителем лаборатории телефонного оборудования) до выхода на пенсию. Будучи скромным человеком, Пальмгрен не любил говорить о своих заслугах. Но его вклад в развитие телефонии был высоко оценен коллегами - Пальмгрен получил несколько наград, в том числе бронзовую награду Эрикссона в 1941 году и золотую медаль в 1946 году. В 1950 году он был награжден золотой медалью Шведского инженерного общества, а пять лет спустя - серебряной медалью, высшей наградой Эрикссона.
В 1969 году Королевское Почтово-телеграфное агентство Швеции праздновало 50-летний юбилей координатной системы коммутации. В числе почетных гостей был Нильс Пальмгрен – один из изобретателей координатного коммутатора Crossbar (рис.4).
Рис.4. Инженер Нильс Пальмгрен с координатными селекторами 1919 и 1969 годов.
История создания различных систем телефонной коммутации весьма поучительна –
Бетуландер создал свой релейный коммутатор Crossbar, обогатив его идеями Рейнольдса, который никого ими не заинтересовал. И хотя координатные коммутаторы были весьма эффективны, но Бетуландер проиграл в соревновании за шведские сети своему соотечественнику Эрикссону и его системе на основе 500-линейного селектора. Позже американские специалисты из AT&T усовершенствовали коммутатор Бетуландера и создали координатную систему № 1. А через несколько десятилетий, когда 500-линейный селектор устарел, шведский концерн “L.M.Ericsson” на четверть века перешел на координатную систему Crossbar.
В 1910-е годы на своей небольшой фабрике «AB Autotelefon Betulander» Готтхильф Бетуландер выпускал также телефонные аппараты собственной системы для шведских телефонных сетей (рис.5).
Рис.5. – Телефонный аппарат системы Бетуландера.
В этом необычном стильном аппарате набор номера происходит с помощью трёх поворотных рычагов на фасаде корпуса, каждый из которых имеет 10 фиксированных положений – единицы, десятки, сотни. То есть, этот телефон рассчитан на АТС объемом 1000 трехзначных номеров.
Существовали также подобные телефоны с 4-мя и 5-ю рычагами, рассчитанные, соответственно, на сети ёмкостью 10 000 четырехзначных и 100 000 пятизначных номеров. По сравнению с набором номера диском-номеронабирателем такой способ набора был более наглядным для абонента и исключал ошибки.
Абонент выставлял с помощью рычагов требуемый номер и снимал телефонную трубку, тем самым посылая вызов на станцию. Если линия была занята, абонент слышал в трубке особый жужжащий сигнал и клал трубку на держатель, а рычаги при этом оставались в выставленных позициях в готовности в ожидании следующей попытки абонента набрать номер. Если же линия - свободна, рычаги телефона последовательно один за другим возвращались в исходное положение, осуществляя соединение.
В России и в СССР телефоны системы Бетуландера не применялись.
Но в нашем Музее выставлен такой телефонный аппарат – возможно, единственный в России.
Источники:
1. Современные системы коммутации в электросвязи, - М.Хоббс, М., Связь, 1978 – стр.64-90, 150-161,
2. Ericsson Chronicle, 125 years in telecommunications, - John Meurling, Richard Jeans, - Sweden, 2000, стр.81-82 (на англ. языке)
3. Verkstadsdirektör Angerby och ingenjör Nils Palmgren. -Tekniska museet / DigitaltMuseum – Виртуальный Цифровой музей (Швеция)
4. Betulander, Gotthilf Ansgarius (1872 - 1941) - DigitaltMuseum - Виртуальный Цифровой музей (Швеция)
5. Nils Palmgren’s vision - Ericsson - официальный сайт компании Ericsson
6. https://habr.com/ru/company/vk/blog/370471/
7. https://sv.wikipedia.org/wiki/Gotthilf_Betulander - Шведская Википедия
8. https://forohistorico.coit.es/index.php/personajes/personajes-internacionales/item/nils-palmgren
9. https://histoire.orange.com/fr/patrimoine-historique/inventeurs/telephonie/palmgren-nils/ - официальный сайт компании ORANGE, крупного сотового оператора Франции
10. https://picryl.com/media/nils-palmgren-ingenjor-autotelefon-betulander-omkring-1915-484adf - фото
Автор статьи – Урумян Тамара,
экскурсовод, хранитель Музея истории телефона