Заказать экскурсию
news

Евгений Иванович Гвоздев (1847—1896)

Изобретатель в области электрической проводной связи Е. И. Гвоздев был фактическим продолжателем работ военного связиста Г. Г. Игнатьева по усовершенствованию методов одновременного телефонирования и телеграфирования. Труды этих русских специалистов легли в основу практического осуществления частотного уплотнения линии связи, благодаря их заслугам началась эксплуатация подлинной междугородней связи. Особенно большая заслуга в этом принадлежит инженеру Е. И. Гвоздеву.

После многочисленных опытов Гвоздев пришел к выводу, что для разных линий связи или для одной и той же линии, состояние которой изменяется под влиянием атмосферных факторов или других причин, необходимо в каждом случае специально подбирать значения конденсаторов и индуктивностей, включаемых в цепь для одновременного телеграфирования и телефонирования. Поэтому он предложил сосредоточить на станциях наборы емкостей и индуктивностей разных параметров и разработал схемы параллельного и последовательного включения их в различных случаях.

Инженер Гвоздев также предложил схему двойного микрофона и систему двойного телеграфирования. В целях снижения влияния телеграфных импульсов в телефоне применялся прибор для фонического вызова, который, в отличие от индукторов, не мешал работе телеграфных аппаратов. В конструкции был впервые использован двойной угольный микрофон с дифференциальной схемой включения стержней с двумя микрофонными контактами. Движение диафрагмы вызывало увеличение сопротивления одного контакта и уменьшение другого. Гальваноскоп в верхней части аппарата служил для контроля телеграфного тока. Таким образом, появилась возможность посылать сигналы большой мощности и вести телефонирование по железному проводу на расстояние свыше ста верст, что раньше было реально осуществить только на линиях с медным проводом.

В 1887 году для использования своих изобретений Е. И. Гвоздев совместно с инженером Бунге организовал «Телефонное товарищество», которое в 1888–1889 годах на Рыбинско-Бологовской железной дороге провело успешные испытания приборов для одновременного телеграфирования и телефонирования на расстоянии 295 км.

В 1891 году система стала применяться на железных дорогах. Приборами Гвоздева были оборудованы отдельные железнодорожные участки: Одесса — Николаев (1893 год), Ростов — Таганрог (1895 год), а затем и полностью железные дороги: Орловско-Витебская, Киево-Воронежская и другие.

К январю 1896 года Е. И. Гвоздевым был разработан детальный проект телефонизации 12 уездных городов Рязанской области. Но преждевременная смерть прервала деятельность русского новатора и не позволила его замыслам по организации междугородней связи в России реализоваться.