Оставить заявку на экскурсию
news

Клеман Адер (Clе́ment Ader)

Французский изобретатель Клеман Адер родился 2 апреля 1841 года в семье небогатого плотника в городке Мюре (департамент Верхняя Гаронна). Адер считается одним из первопроходцев в мировой авиации - он создал несколько моделей летательных аппаратов и сам их пилотировал. Но финансовое благополучие ему принесли изобретения в области электротехники и механики.

Клеман_Адер_в_молодости.png

Портрет К.Адера в молодости

В 1861 году в Тулузе Клеман Адер получил степень бакалавра с дипломом, эквивалентным диплому инженера, но продолжать учебу не стал, хотя преподаватели оценивали его как «очень серьёзного ученика, особенно одарённого в математике и рисовании».  В 1862 году Адер начал работать в железнодорожной компании «Compagnie des Chemins de Fer du Midi» в качестве мастера.

 

Живо интересуясь всеми новинками зарождающегося века технической революции, Адер посетил Электротехническую Выставку 1867 года в Париже. Там его внимание привлек велосипед Пьера Мишо (Pierre Michaux) – громоздкая и тяжелая конструкция мало напоминала современные велосипедыАдер усовершенствовал его, значительно снизив вес за счет замены массивных железных рам полыми трубчатыми конструкциями. Кроме того, Адер предложил проложить вдоль обода колеса полоску из вулканизированной резины - это улучшило сцепление велосипеда с дорогой и обеспечило более плавную езду. В этом же году он получил патент на свое изобретение и с 1868 года начал продажу своих велосипедов.

 

Велосипед_Мишо-Адера.png

 

Велосипед Мишо-Адера
Музей искусств и ремесел, Париж

 

       

Еще одно изобретение Адера 1860-х годов связано с его профессиональной деятельностью на железной дороге.

Радует не только остроумное техническое решение автора этого изобретения, но и его ироничное название  «подвижная (или бесконечная) железная дорога» (Chemin de fer amovible, rails sans fin).     По сути изобретение Адера было предтечей гусеничного транспорта. 


 

Подвижная_железная_дорога_Адера.png

Подвижная железная дорога системы К.Адера
Музей искусств и ремесел, Париж

 

Подвижная_железная_дорога_Адера-вырезка_из_газеты.png

«Бесконечные рельсы» – Подвижная железная дорога системы К.Адера
 вырезка из прессы
- Музей искусств и ремесел, Париж

 

Такое устройство, несомненно, имело экономические преимущества перед традиционным железнодорожным транспортом - ведь рельсы не надо было прокладывать, «железнодорожное полотно» двигалось вместе с повозкой.

Удивительно, но железная дорога Адера не нашла своего потребителя в промышленной сфере. Её использовали только в демонстрационных целях или для развлечения.

 

Однако настоящей страстью Клемана Адера была авиация. Он мечтал о пилотируемых полетах с юности.  В 1870 году на собственные деньги Адер сконструировал воздушный шар. К 1873 году он создал «крылатую птицу», на которой пытался совершать полеты – это были его первые опыты полетов на аппаратах тяжелее воздуха.

В 1876 году Адер ушел из железнодорожной отрасли и принял решение всерьёз заняться авиацией.

Но для экспериментов нужны были деньги, а пытливый ум Адера проявлял интерес ко всем сферам электротехники, и когда американец Александр Белл получил патент на электрический телефон, Клеман Адер не мог не заинтересоваться его работой.

       

И следующим этапом его богатой творческой карьеры стала работа над передачей звука на расстояние - телефонией!


Электрофон_Адера.png

Электрофон Адера

       

В 1870-е годы появляется электрофон или громкоговоритель Адера, а также усовершенствованная модель телефона Белла с разделенными функциями приема и передачи речи – Клеман Адер патентует микрофон и наушник собственной конструкции!

В 1878 году во Франции появляется настенный телефонный аппарат в деревянном корпусе с двумя наушниками на массивных металлических петлях.

 

Телефон_Адера-настенный.jpg

Настенный телефон Адера – экспонат Музея истории телефона

 

Конструктивная особенность аппаратов такого типа  массивный микрофон с большой деревянной резонансной дощечкой и расположенными под ней 10 угольными стержнями. 


Микрофон_Адера-открыт.png

Стержневой микрофон Адера в открытом виде – экспонат Музея истории телефона


Это позволяло снимать звук с более широкого пространстваВ основе этой модели – микрофон английского изобретателя Дэвида Хьюза, но микрофон Хьюза имел только один угольный стержень. В микрофоне Адера большое количество стержней обеспечивало большую чувствительность аппарата. Одновременно с Адером экспериментирует со стержневыми угольными микрофонами и британец Луи Джон Кроссли (Louis John Crossley) – именно его модель микрофона с чувствительной пластинкой-диафрагмой использует Адер.

Принципиально новой была конструкция наушников Адера – два особой формы электромагнитных наушника-петли. Петля наушника – не просто рукоятка, на которой он подвешивался сбоку к аппарату, но и мощный магнит для приемника речи.

В свою очередь, Кроссли заимствовал у Адера идею его наушников на петлях при создании первых своих аппаратов.

Создание этой модели телефона сделало Клемана Адера одним из пионеров в телефонизации Франции.

 

Появление первых телефонов на французской земле связано с именем Корнелиуса Рузвельта (Cornelius Roosevelt). В декабре 1877 года молодой американец, сын богатого банкира, приезжает в Париж, спасаясь от возможных последствий своего «эксцентричного» поведения на родине.  

У него в арсенале – щедрая рента от отца и эксклюзивное право на производство и эксплуатацию телефонов Белла во Франции.    Рузвельт основал французскую компанию «Bell Phone Company» («Société Anonyme des Téléphones Bell») и доверил производство  французскому дому «Bréguet».

 «Bell Phone Company» участвовала в Универсальной выставке 1878 года в Париже, где Корнелиус Рузвельт познакомился с Фредериком Гауэром (Frederick Allan Gower), и молодые люди решили объединить свои усилия в бизнесе. Летом 1879 года «Bell Phone Company» вошла в состав «Телефонной компании Гауэра».

Фредерика Гауэра (Говера) называют американцем в Париже. В 1877 году он познакомился с Александром Беллом, подружился с ним и помогал ему знакомить Америку с новым изобретением - телефоном.   Вскоре Гауэр едет за Беллом в Европу и поселяется в Париже.

Головной офис «Телефонной компании Гауэра» расположился по адресу rue Neuve-des-Petits-Champs, 66. Ее цель -  создание и эксплуатация во Франции телефонных сетей с использованием оборудования, созданного на основе патентов Белла. 27 июня 1879 года компания получила разрешение на организацию и обслуживание телефонной сети в городах Париже, Лионе, Марселе, Бордо, Нанте и Лилле.

Главным инженером центрального офиса компании в Париже становится Клеман Адер.

Сначала компания устанавливает своим клиентам телефон конструкции Гауэра-Белла. В ноябре 1879 года в Париже подключено 42 абонента, а еще 60 человек подписали договор и ожидают подключения.

В провинции компания открыла в октябре 1880 года сеть в Лионе с 23 абонентами, в Марселе с 25 абонентами и в Нанте с 19 абонентами. В городах Бордо, Лилле и Гавре ведется обсуждение нового вида связи с муниципалитетами. В провинциальных городах компания устанавливает телефоны типа Кроссли-Адера с микрофоном на основе угольных стержней.

Аппараты Адера с двумя большими наушниками-петлями использовались во Франции до 1940-х годов!

 

В 1881 году Адер сконструировал устройство для трансляции театральных представлений по телефону на расстоянии до 3 км. В салонах парижских гостиниц стало модно прослушивать музыкальные спектакли с различных сценических площадок города в режиме стерео, то есть с помощью двух наушников. Новинку назвали «Театрофон» Théâtrophone») и активно использовали в течение полувека.


Театрофон_Адера.png

Театрофон К.Адера

 

Чтобы понять причину невероятной популярности «театрофона» Адера, достаточно вспомнить, что в то время посещение театров было главным и практически единственным культурным развлечением обеспеченной публики в Европе – в театры ездили почти ежедневно, а иногда – и дважды в день. Билеты были дорогие, покупались абонементы в театры, а иногда – выкупались целые ложи, ведь на премьеры мест могло и не хватить.

И появление новинки, которая позволяла послушать оперу по телефону в гостинице или даже не выходя из дома, произвело фурор во французском обществе. В том же 1881 году в Париже прошла Международная электротехническая выставка, и на ней «театрофон» ждал оглушительный успех!


Театрофон_Адера-вырезка_из_газет.png

Господа и дамы у театрофонов

 

 С восторгом о новинке отзывался французский классик Виктор Гюго, посетивший сеанс с детьми. «Это очень интригующе. Вы надеваете на уши два наушника, прикрепленных к стене, и слышите оперное представление. Поменяйте наушники, и вы услышите «Французский театр», «Коклен» и «Комическую оперу». Дети были в восторге, и я тоже».

 Это и в самом деле было удобно - используя «театрофон», вы могли переключиться на другое представление, не покидая помещения!

На Всемирной выставке новинку Адера заметили, и «театрофоны» появились в США, Германии, Австрии, Великобритании, Италии, Испании, Бельгии и России. В том же 1881 году «театрофон» оценила царская семья, и вскоре появилась специальная телефонная линия для трансляций оперных спектаклей, протянутая из Мариинского театра в Санкт-Петербурге в Гатчинский дворец – главную резиденцию императорской семьи.

       

 «Театрофоны» были различной конструкции – например, это мог быть ящичек с монетоприемником и парой наушников для прослушивания спектаклей в кафе, ресторанах или гостиницах.

       

Стоимость трансляции во Франции можно узнать, внимательно вглядевшись в рисунок «театрофона»: за 5 минут – 50 сантимов, за 10 минут – 1 франк.

 

Театрофон_Адера-крупно.png

Театрофон Адера – крупно

       

Существовали также и пункты для коллективного использования - большой зал со множеством наушников по стенам, или индивидуальный прибор для дома, работающий по абонементу, с несколькими парами наушников.  

Современник К.Адера Жюльен Лёфевр (Julien Lefèvre) в своей книге 1894 года «Электричество в театре» посвятил театрофону Адера отдельную главу. Там он приводит его подробное описание, а также забавные детали в его истории: 

«Первое применение телефонов на театральных трансляциях состоялось в 1881 г., во время электротехнической выставки в Париже.

Двадцать микрофонных передатчиков Адера, подобных тем, которые используются для обычной телефонной связи, были размещены на краю сцены Оперного театра, перед рампой и по обе стороны от

суфлерской будки. Каждое из этих устройствбыло связано с батареей и с первичной обмоткой индукционной катушки, провод которой сообщался по подземной двухпроводной линии с наушниками той же системы, размещенными во Дворце промышленности, в двух комнатах, специально оборудованных для этих прослушиваний. Ковры на полу, плотные портьеры вдоль вертикальных перегородок полностью заглушали посторонний шум. Наушников системы Адера было 80; то есть 40 человек - по 20 в каждой комнате - могли слушать одновременно. Прослушивание длилось около пяти минут.

 

…Наушники одной пары были подключены к двум микрофонам, расположенным один слева, другой справа от суфлерской будки. Таким образом, интенсивность передачи была примерно постоянной, и одно ухо воспринимало сильнее, когда другое - слабее.

 

Подобные эксперименты были повторены в Берлине, Бордо и Олдхэме близ Манчестера,

в 1881 году, в Шарлеруа в 1884 году. …  Театральные прослушивания прошли

также на выставках в Мюнхене, Вене, во Франкфурте.

В 1888 г. прошли испытания театральных прослушиваний на больших расстояниях - между Парижем и Брюсселем…, и можно было ясно слышать Гугенотов в очень высоком качестве звука.

 

… Используется почти столько же микрофонов, сколько играет инструментов в оркестре, и они ставятся почти перед каждым музыкантом; например, для квинтета используется четыре. Микрофоны оснащены раструбами (амбушюрами) разного размера в соответствии с передаваемыми звуками и подключены параллельно к батарее гальванических элементов.

 

… Эксперименты во Дворце промышленности и последующие в разных странах прекрасно продемонстрировали возможность прослушать, не вставая со своего кресла, любое театральное представление, не только в том же городе, но и на большом расстоянии.

 

Однако на практике было много осложнений: необходимо было договориться с директорами

театров для установки микрофонов, подключить их специальными линиями к специально организованному центральному бюро, а затем установить связь с абонентами.

 

Для этой цели было создано Общество Театрофонов (Compagnie du Théâtrophone) со штаб-квартирой на ул. Луи-ле-Гран, 23.

 

При подписке на 180 франков в год, абоненты парижской городской и пригородной телефонных сетей у себя дома слушают спектакли различных театров Парижа с помощью обычных телефонов; но Общество также взимает комиссию в размере 15 франков за каждый вечер прослушивания, независимо от количества слушателей; кроме того, они могут в течение вечера менять театр так часто, как захотят, или оставаться на связи с одной и той же сценой. Эти прослушивания могут состояться только после заказа, который может быть сделан заранее или в тот же вечер.

 

Это Общество также организовывало прослушивания в ряде общественных заведений - гостиницах, кафе, ресторанах, цирках. Эти заведения объединялись в небольшие группы посредством специальных сетей, с центральной станцией, расположенной в штаб-квартире Общества Театрофонов, которая соединена с различными театрами; эти театры оснащены специальными устройствами для проведения трансляции и контроля за ней. В театрах эти устройства готовы к работе каждый вечер, без необходимости делать запрос.

 

Compagnie du théâtrophone имеет во всех театрах, с которыми подписан договор, специальную комнату недалеко от сцены, в ней расположены батареи, коммутаторы и индукционные катушки.

Микрофонные передатчики размещаются на сцене…, они подключены к батареям и первичным обмоткам индукционных катушек. Вторичные обмотки этих катушек подключены к центральному бюро линиями, количество которых зависит от размера театра и вероятного количества запросов на прослушивание, и ведут к розетке, описанной ниже.

 

Розетка_театрофона.png

 

Распределительная розетка линий театрофона

 

 

Центральная станция находится на улице Луи-ле-Гран, в цокольном этаже: в ней есть

распределительная розетка и распределительный щит.

Розетка включает:

1 - линии, которые соединяют центральную станцию ​​с различными театрами;

2 - специальные линии для обслуживания театрофона, предназначенные для

соединения центрального бюро с учреждениями, где проходят ежедневные прослушивания;

3 - многочисленные линии, идущие от центральной станции до бюро на авеню де л'Опера, для установления связи с частными абонентами театрофона;

4 - и наконец, городская линия, которая соединяет центральную станцию с центральным бюро на авеню де л'Опера, для служебных коммуникаций.


 

Распределительный_щит_театрофона.png

 

Распределительный щит линий театрофона


 

Эти различные линии затем подводятся к распределительному щиту, который состоит из сигнальных клапанов и прерывателей, аналогичных таковым на обычных телефонных станциях, и который дополнен ручным коммутатором, связанным со стрелочными телеграфными ретрансляторами, числом равными количеству линий театрофона.

 

Для обслуживания бюро достаточно одной телефонистки;

она соединяет с театрами абонентов – частных лиц, которые заказали прослушивание, контролирует

дистанционно обслуживание этих абонентов и тех, что прослушивают спектакли в общественных заведениях и, наконец, периодически меняет программу прослушивания последних, связывая их

последовательно с различными театрами.

 

 

Для частных абонентов предоставляется услуга прослушивания на дому через бюро на авеню де л'Опера и обычную городскую телефонную линию, которая подведена к этому абоненту; поэтому достаточно, чтобы центральная станция на улице Луи-ле-Гран была связана … с авеню де л'Опера достаточным количеством проводников. Абонент подключен, через аппарат на авеню де л'Опера, к Обществу Театрофонов, которое в свою очередь, подключает его к театру, представление которого он желает услышать.

 

Когда абонент телефонной сети подключен к театрофону, он больше не может общаться напрямую с другим абонентом, …  но он всегда может связаться со станцией на улице Луи-ле-Гран. … Эта станция может обеспечить ему необходимое соединение - например, чтобы он мог поболтать во время антракта с другом, связанным по линии театрофона с другим театром.

 

Для публичных мест, которые хотели бы иметь ежедневные прослушивания, требуется более сложное оборудование: портативные устройства с автоматическими монетоприемниками, которые можно установить в любом количестве в разных комнатах и подключить к розеткам.

 

Каждое из этих устройств можно включить в сеть с помощью вилки на гибком шнуре, она вставляется в розетку в стене. Устройство имеет два телефонных наушника - они автоматически включатся в линию, если вставить монету в одну из двух специальных прорезей в верхней части театрофона. Через пять или десять минут, в зависимости от номинала монеты, монета падает на дно коробки и прерывает прослушивание. Циферблат, расположенный на передней панели, показывает количество прошедших минут - уведомляет слушателя, когда связь будет прервана; если последний желает продлить сессию, ему нужно только вставить новую монету в прорезь до того, как стрелка укажет конец первого периода.

Помимо театрофона, каждое публичное заведение имеет на видном месте специальный индикатор с циферблатом. Этот индикатор указывает положением стрелки название театра, связанного театрофоном с этим заведением.  Таким образом, заказчик всегда знает, какой тип спектакля он услышит.

Кроме того, поскольку подключения часто меняются в течение одного и того же вечера, он может дождаться, когда стрелка укажет на спектакль по его выбору.

 

 

 

Индикатор_театров_театрофона.png

 

Индикатор текущего прослушивания

 

 

Монета, опущенная в одну из прорезей, движется по наклонной плоскости к небольшой платформе, закрепленной на подвижном рычаге, который опрокидывается под ее весом. Это движение смещает якорь, который запускает часовой механизм, он приводит в движение стрелку, а она показывает слушателю, сколько минут сеанса уже прошло.

При этом небольшой цилиндр соединяет две пружины и замыкает телефонную цепь. Монета падает на дно устройства, и платформа снова поднимается - в ожидании новой монеты.

 

В первые дни мы столкнулись с мошенниками: встряхивая устройство, платформу наклоняли и запускали часовой механизм. Чтобы избежать этого, мы добавили небольшие противовесы, которые заклинивали маховик устройства и отключали цепь, если устройство расположено не горизонтально. Слишком мелкие монеты или посторонние предметы, вставленные в прорези, падали на дно коробки, прежде чем попасть на наклонную плоскость аппарата. Наконец, когда устройство не готово к работе, монета через небольшой люк на наклонной плоскости попадает в желобок, который возвращает ее наружу.

 

В публичных заведениях может случиться так, что пять или десять минут прослушивания, на которое имеет право любой, кто положил монету в устройство, практически полностью совпадают с антрактами театров, которые ведут трансляцию.

Чтобы избежать этого неудобства, когда есть шанс, что антракт проходит одновременно во всех

театрах сети, Общество театрофонов нанимает пианиста и певца, которые постоянно доступны в часы спектаклей. Во время антрактов все линии театра подключены к комнате, где находятся эти два артиста, и все стрелки индикатора находятся на слове Антракт, то есть общественность предупреждена.»

 

Видимо, широкой публике в России театрофон известен не был, либо его забыли за 30 лет с момента его появления, поскольку 8 июня (26 мая) 1913 года в газете «Раннее утро» появилась вот такая забавная заметка:

 

«Между Лондоном и Парижем устанавливается Театрофон.

Что это за штука, - пока еще не вполне ясно, но, во всяком случае, изобретатели обещают:

- Парижане будут слушать, сидя у себя дома, музыку и оперы, звучащие по ту сторону Ламанша, в Лондоне, а лондонцы в свою очередь будут слушать парижских певцов и музыкантов, сидя у аппаратов, соединённых проволокой с Парижем, с его театрами и концертными залами».

 

Забавная деталь в заметке – электрические провода тогда называли «проволокой».

 

На продаже патентов на «театрофон» Адер разбогател, и теперь у него появились средства для осуществления мечты об авиации!

Работы над своим первым «летательным аппаратом тяжелее воздуха» Адер начал в 1882 году. Через восемь лет, 11 августа 1890 года Адеру был выдан патент на основы парового бесхвостого моноплана, который он назвал Эол (Éole) в честь греческого бога ветров Эола.

По форме летательный аппарат Эол напоминал летучую мышь.

Патент_на_самолет-Адера.png

Рисунок к патенту на первый самолет Адера

 

Мужество Клемана Адера достойно восхищения - 9 октября 1890 года в парке замка Арменвилье (Сена-и-Марна) к востоку от Парижа он самостоятельно опробовал свой Эол в деле: аппарат оторвался от земли и пролетел около 50 метров (165 футов). Эол был неспособен ни к длительному, ни к контролируемому полету, но это был первый случай, когда самолет с двигателем, на борту которого находился человек, взлетел с ровной поверхности. 

 

Одной из главных задач изобретателя была разработка мощного, легкого и компактного двигателя. Адер изобрел вертикальный паровой двигатель мощностью 10-12 лошадиных сил с трубчатым котлом (1500 трубок), весом около 37 фунтов (около 17 кг).

Кстати, само слово «самолет» («avion» - на французском) придумал Клеман Адер, взяв за основу латинское слово «avis» - «птица».

Несмотря на первую неудачу, французское правительство заинтересовалось работами Адера, и в 1892 году военный министр предложил Адеру первую выплату, которая в конечном итоге вылилась в субсидию в размере 650 000 франков на строительство нового летательного аппарата.

В 1892 году стартовал второй проект, Avion II, названный Zéphyr. Для него Адер специально построил  мастерскую на улице Жасмин (Rue de Jasmin) в 16-м округе Парижа. Но проект так и не был завершен. 

Свой третий проект, Avion III, Адер завершил в 1897 году, усовершенствовав Avion II.  Он установил кабину посередине самолета, за двигателем. Крылья по-прежнему имели структуру, напоминающую летучую мышь, и были покрыты несколькими шелковыми панелями.

Адеру удалось минимизировать вес самолета: его аппарат весил всего 882 фунта (около 400 кг) - замечательное достижение для того времени! Два паровых мотора весом 21 кг каждый приводили в движение два пропеллера из бамбука весом всего лишь 2, 5 кг каждый. По форме и фактуре пропеллеры напоминали птичьи перья.

Испытания самолета прошли на армейской базе Сатори в Версале.  14 октября 1897 года Адер совершил официальный испытательный полет. Самолет поднялся, но маневрировать по-прежнему было сложно, и боковой ветер с юга отбросил Avion III к краю взлетно-посадочной полосы, где он и разбился. К счастью, лётчик, он же изобретатель, не пострадал!

Исчезновение следов колес примерно на 980 футов (около 300 м) подтвердило, что машина «тяжелее воздуха» действительно летела.

 

Военный_самолет_Адера--Avion-III.png

Военный самолет К.АдераAvion III

Увы, после этой неудачи официальные лица военного министерства отказались финансировать дальнейшие испытания.   И хотя в планах Адера был Avion IV с бензиновым двигателем, но в отсутствие финансирования ему пришлось приостановить работы.

В 1908 году Avion III экспонировался на Международной выставке автомобилей и велосипедов в Большом Дворце в Париже.

Фотография-Avion-III_в_церкви_Сен-Мартен.png

Фотография самолёта К.Адера  Avion III  в церкви Сен-Мартен

 

В конце жизни Клеман Адер, поддавшись приступу депрессии, решил уничтожить все свои самолеты – в письме, датированном 1922 годом, Адер признается:

 «После экспериментов в Сатори мой «Avion III» был оставлен генералом Биллотом, военным министром. В подавленном состоянии и чувствуя себя совершенно одиноким в своем горе, я решил все уничтожить…

Я начал разрушать и сжигать все: Éole превратился в ничто, все чертежи и модели были сожжены, и Avion III чуть не постигла та же участь, когда вмешался мистер Маскарт и сказал, что хочет поместить его в Музей Искусств и Ремесел (Musée des Arts et Métiers). Таким образом, этот самолет, несомненно, является собственностью Национального Хранилища искусств и ремесел (Conservatoire des Arts et Métiers)».

 

И сейчас технический шедевр Клемана Адера, открывший путь в будущее авиации, выставлен в Музее искусств и ремесел в Париже.  Он составляет неотъемлемую часть истории технического прогресса человечества.

 

 

Источники:

  1. https://artsandculture.google.com/exhibit/JwKy9TbItJB5KA

  2. https://www.britannica.com/biography/Clement-Ader

  3. https://www.universalis.fr/encyclopedie/vol-de-clement-ader/ 

  4. https://fr.wikipedia.org/wiki/Cl%C3%A9ment_Ader 

  5. Телефонъ и дополнительные приборы (составилъ С.Гречихинъ), стр.13 и 22. - Книгоиздательство П.А.Брейтигама в Москве, 1910 г.

  6. Электричество во всехъ его примененияхъ. – Жоржъ Дари, стр. 149-155. – Типография А.С.Суворина, СПб, 1903 г.

  7. L'électricité au théâtre / par Julien Lefèvre,... | Gallica (bnf.fr)  - Книга Жюльена Лёфевра «Электричество в театре», 1894 год, стр. 322-339. - Gallica – Национальная Библиотека Франции (BNF)

  8.  http://starosti.ru/article.php?id=36939

 

Тамара Урумян
 
экскурсовод, хранитель Музея истории телефона