16.10.2020
Телеграфирование как искусство
Для большинства из нас ТЕЛЕГРАФ - давно устаревший вид связи. С ним связаны воспоминания о пожелтевших открытках в мамином шкафу - на них наклеены обрывки бумажной ленты с наивными поздравлениями с праздниками, днем рождения, Новым годом…
А между тем, когда электрический телеграф только появился в середине XIX века, это был прорыв по скорости передачи информации - мешки с письмами, которые везли в почтовых каретах ямщики, заменили телеграфные аппараты, за которыми деловито стучали телеграфисты.
И если во времена Пушкина письмо могло ехать к вам несколько недель, а поздравления с Новым годом писались за месяц, то с появлением телеграфа передача важного сообщения занимала всего несколько минут, или один день, с учетом доставки телеграммы на дом.
Телеграфные аппараты в разных городах и даже странах связывались электрическими проводами, по которым с огромной скоростью, практически мгновенно передавались в различных сочетаниях только два условных сигнала - короткий и длинный, или точка и тире. Для каждой буквы алфавита существовал свой набор точек и тире, и в совокупности такие буквы составляли особую азбуку - азбуку Морзе.
Опытные телеграфисты знали морзянку наизусть, и соревновались по скорости передачи сообщений. Она могла составлять 60 букв в минуту, а в каждой букве могло быть 5 и более знаков.
Передача сигналов Морзе может вестись и с помощью радиоволн - такой вид телеграфной связи незаменим в армии, авиации и на флоте. В этом случае сигналы не выписываются на бумаге, а воспринимаются на слух.
Важнейшую роль в телеграфной передаче играли паузы между знаками, буквами и словами, и у каждого телеграфиста был свой «почерк» - где-то недодержанная, где-то передержанная пауза. И, зная «почерк» конкретного радиста, военные разведчики могли отслеживать перемещения войск противника.
Главный инструмент телеграфиста - телеграфный ключ. Это по сути - выключатель или контакт, который замыкает и размыкает электрическую цепь между двумя телеграфными аппаратами или включает и прерывает звуковой сигнал при радиопередаче.
Казалось бы, что может быть проще - нажимай пальцем на кнопку и выстукивай буквы. Но за более чем полтора столетия своей истории телеграфный ключ прошел несколько этапов эволюции - от простого электромеханического до автоматического электронного.
Радисты всего мира знают друг дуга по позывным - сочетаниям нескольких латинских букв и цифр, устраивают международные соревнования по скорости передачи сообщений, а чемпионы этих соревнований - весьма неплохо зарабатывают. И самые талантливые из них - такие как Джесси Баннелл или Орас Мартин - изобретают свои собственные конструкции ключей. Ведь при работе с ключом телеграфисты могут двигать пальцами как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, как в одну сторону, так и в обе.
Совсем недавно коллекция нашего Музея обогатилась несколькими телеграфными ключами - есть среди них простейшие учебные, есть электронные с одним и двумя контактами, а есть и произведение «телеграфного» искусства - ключ знаменитой американской марки Vibroplex. Общее прозвище ключей этого бренда - «жук», по изображению большого красного жука на логотипе.
Виброплекс - это механический полуавтоматический телеграфный ключ. В нем коромысло качается в горизонтальной плоскости направо и налево, а перемещая специальный грузик на маятнике, можно регулировать темп передачи символов. Ключи такого типа изобрел и запатентовал в начале ХХ века американец Орас Мартин.
Точный возраст экспоната неизвестен, но именно такую модель начали выпускать в Америке около 100 лет назад, а закончили - в 1980-е годы. Качество исполнения и дизайна, тонкая проработка деталей ключа столь высоки, что можно только предполагать, какое удовольствие испытывал опытный телеграфист от работы на нём. Нам же остается лишь получать эстетическое удовольствие от его простого созерцания.